В 1724 году три города, Альтштадт, Лёбенихт
и Кнайпхоф, объединились и стали окончательно называться Кёнигсбергом. В этом же году мир увидел рождение самого известного кёнигсбержца – Иммануила Канта, чьё 300-летие (как и города) мы отмечаем. И, вроде бы, нет давно уже города, нет и философа, нет тех бюргеров, школяров и крестьян, но остался КАНТ. И остался, как не крути, дух Кёнигсберга, отличный от всего остального в истории Пруссии. Соседями семьи Канта были сапожники, пекари, старьёвщики, трактирщики, игольщики, угольщики… Ремесленники и средней руки торговцы, но ещё и студенты, магистрат, учителя. С одной стороны – Кёнигсберг всё ещё был столицей, помнящей о своих средневековых вольностях, с другой же – постепенно приобретал черты размеренного, «бюргерского» города, далёкого от острых политических споров и баталий. Эта двойственность сохранится и при Канте,
и после него. Кант же станет философским, духовным отражением дуальности Кёнигсберга, его genius loci на все времена. Кёнигсберг – центр рождения современной университетской традиции севера Европы, центр формирования литовской и польской литературных традиций, центр пересечения как торговых, так и культурных маршрутов Востока и Запада. И при всей своей «бюргер»-натуре, город стал ещё и центром развития философии. В том числе, благодаря своему знаменитому сыну, Иммануилу Канту.