Около 1400 подпольных газет, журналов и информационных листков регулярно печатались и распространялись на территории Франции
Подпольная пресса
Подпольная пресса была голосом Сопротивления, его вестником надежды и свободы
После поражения Франции и подписания перемирия 22 июня 1940 года пресса во всей Франции подверглась жесткой цензуре и контролю. Свободная устная и письменная речь преследовалась как в северной оккупационной зоне немцами, так и в южной зоне правительством Петена. При этом в северной зоне пресса находилась под непосредственным контролем отдела пропаганды рейхсминистерства Геббельса. Подвергнутая цензуре, ограниченная в выборе источников информации, обезличенная, пресса должна была выполнять лишь рекомендации и предписания контролирующих учреждений. Однако некоторым типографам и журналистам удалось уйти в подполье, чтобы, продолжая своё дело, бороться с оккупантами и режимом Виши. Крайне важное орудие борьбы, подпольная пресса была голосом Сопротивления, его вестником надежды и свободы. Около 1400 подпольных газет, журналов и информационных листков регулярно печатались и распространялись на территории Франции к августу 1944 года. Это газеты, издаваемые движениями Сопротивления (Combat, Défense de la France и Libération), левыми политическими партиями (L'Humanité и Le Populaire), профсоюзами (La Vie ouvrière), журналами новостей и мнений, а также политическими аналитическими центрами (La Pensée libre). Эти издания имели самые большие тиражи и широкое распространение (весной 1944 года тираж газеты Franc-Tireur составил 165 000 экземпляров).

Репутация подпольной прессы была обусловлена не только её способностью противостоять нацистским и вишистским репрессиям, но и оригинальностью, остротой информации, которая шла вразрез с пропагандой коллаборационистских газет. Несмотря на свои зачастую минимальные технические возможности, их политическое влияние было определяющим в формировании общественного мнения во время войны.

А началось всё с идеи двух русских эмигрантов и их коллег в парижском антропологическом музее. В августе 1940 года лингвист, этнограф и антрополог Борис Владимирович Вильде (1908-1942) основал одну из первых групп Движения Сопротивления, которое называло себя «Национальным комитетом общественного спасения», вошедшим в историю под названием «Сеть Музея Человека». В состав группы, состоявшей из парижских интеллектуалов и соратников Вильде из Музея человека, первоначально вошли библиотекарь Музея Человека Ивонн Оддон, Борис Вильде и этнолог Анатолий Левицкий, еще один эмигрант русского происхождения, однако очень быстро группа расширилась, став первой парижской сетью Сопротивления.

Первые листовки были опубликованы группой в августе 1940 года, а 15 декабря того же года под руководством Жана Кассу вышел первый номер газеты «Сопротивление», первая страница которого была написана Борисом Вильде. Эта четырехстраничная газета оказала значительное влияние на французов, отказавшихся подчиниться оккупантам. С декабря 1940 по март 1941 года вышло пять номеров. Пьер Броссолетт написал тексты последнего, 5-го номера, незадолго до того, как Группа была распущена после ареста основных участников. Именно название газеты, придуманное Борисом Вильде, дало имя всему движению, войдя таким образом в историю.

В начале 1941 года Борис Вильде познакомился с неким Амелином (провокатором и агентом Гестапо Альбером Гаво), доверив ему информацию о группе и издаваемой ими газете. 26 марта 1941 года Вильде был арестован Гестапо по наводке Альбера Гаво, другие сотрудники музея, участвовавшие в Сопротивлении, также были арестованы французской полицией по наводке двух своих коллег из числа сотрудников музея. Судебный процесс, известный как «Дело Музея Человека», состоялся в январе 1942 года и закончился смертным приговором мужчинам-участникам сети, женщинам же казнь была заменена на депортацию в Германию. 23 февраля 1942 года Вильде, Левицкий и пятеро их соратников были расстреляны в форте Мон-Валериан, который с августа 1941 по август 1944 года был местом казни участников Движения Сопротивления.
"Молодёжь подносит бумагу к печатным прессам"
"Студентка производит набор в ателье подпольной газеты "Debout la France"
"Нормандский шкаф, перестроенный под подпольную типографию"
Печатники подпольной типографии
Наборщица за работой на линотипе
Печать подпольных листовок и газет
"Пианист" передаёт данные в Лондон, в то время как его соратник стоит на страже у окна (La Documentation Francaise)
Подпольное ателье типографа, спрятанное в нормандском шкафе
Печать листовок и прокламаций во время Парижского восстания 1944 года
"Закамуфлированная ротационная печатная машина (достаточно поднять деревянный короб)."
В одной из парижских прачечных
"Во время оккупации небольшое помещение за дверью (на заднем плане этой фотографии) служило подпольной типографией, которую Гестапо так и не смогло обнаружить."